Выбор MIDI-клавиатуры. История и природа MIDI

Выбрать регион доставки»
Подбор клавишного инструмента по параметрам

Выбор MIDI-клавиатуры. История и природа MIDI

MIDI-клавиатура представляет собой особую разновидность MIDI-контроллера - MIDI-контроллер фортепианного типа. То есть, с одной стороны, она является устройством, управляющим другими устройствами в MIDI-формате, с другой - по внешнему виду и ряду характеристик напоминает обычный клавишный инструмент, составляя, таким образом, альтернативу синтезатору. Задача этого устройства состоит в преобразовании некоторого физического процесса (будь то нажатие клавиши, поворот регулятора, сдвиг ползунка или что иное) в последовательность цифровых команд - «язык» MIDI. И чтобы разобраться в том, что может эта клавиатура, стоит ли ее приобретать и если да, то какую именно, необходимо, во-первых, поближе познакомиться с MIDI как таковым, а во-вторых, выяснить, чем MIDI-клавиатура может и должна обладать в качестве рабочего инструмента.

Миди_клава_2

Итак, начнем со знакомства с MIDI.

 

История и природа MIDI

Зачем вообще понадобилось создавать MIDI - вначале как протокол передачи данных, затем как стандарт? Дело было так.

Аналоговые синтезаторы - древнейшие представители электронных клавишных инструментов - изначально были устройствами автономными и, как следствие, замкнутыми в себе. Клавиатура их была неразрывно связана со звукогенерирующей частью: нажатие на клавишу вело к замыканию определенного контакта, в результате чего изменялось сопротивление переменного резистора и вместе с тем - управляющее напряжение (CV - Control Voltage). Уровень звука зависел именно от данного напряжения, то есть за звуковысотность отвечали резисторы, настроенные каждый на соответствующий звук.

По мере увеличения количества моделей такая самодостаточность стала проблемой: разные синтезаторы имели разные возможности, а совместить эти возможности и обеспечить взаимодействие инструментов было крайне сложно. Но эти сложности мотивировали на поиск решений. Начались попытки соединять между собой разные инструменты посредством внешних разъемов, что позволяло пользоваться, скажем, клавиатурой одного, а тембрами - другого. Такие попытки приобретали все большую актуальность и в связи с тем, что аналоговые синтезаторы получили себе «память» - аналоговые же секвенсоры, предоставляющие возможность записи играемого материала и его последующего воспроизведения. Вот только производители синтезаторов разрабатывали такие системы хранения данных (секвенсоры то есть) индивидуально для каждой модели. Иначе говоря, записанная (тогда еще на дискетах) информация читалась только на том синтезаторе, на котором записывалась.

Подобные попытки соединения разных инструментов в одну систему, правда, не особо расширяли наличные возможности. Кроме того, в силу разности в значениях и полярности управляющего напряжения (а у большинства устройств они не совпадали) инструменты зачастую приходили в негодность при подаче извне неправильного CV. Именно по этой причине аналоговые секвенсоры соответствовали строго определенной модели инструмента. Отсутствие стандарта - объединяющего начала для систем хранения данных - вело к прогрессирующей индивидуализации: каждая модель обладала своими особыми «фишками», и для накопления арсенала всевозможных «фишек» требовалось накопление инструментов как таковых (напомню - аналоговых, то есть крайне громоздких и неудобных в перемещении). Если же такой инструмент выходил из строя в самый неподходящий момент (на концерте, например), заменить его не представлялось возможным.

Много_синтезаторов

На смену аналоговым синтезаторам пришли «гибриды» - аналоговые в отношении звукообразующей части, но уже с цифровым управлением. Управляющее напряжение уступило место цифровому управляющему сигналу, что дало возможность отделить звукогенерирующую часть от средств управления - в частности, от клавиатуры. Однако и цифровые управляющие сигналы не имели единого стандарта. Поиск последнего начался в 1980-х годах: ведущие производители музыкального оборудования, а именно Roland, Sequential Circuits, Yamaha и Oberheim (каждый из которых к тому времени успел разработать свой собственный протокол для связи инструментов), путем совместных переговоров пришли к утверждению единого стандарта для формата сохранения данных.

Стандарт, рожденный в августе 1983 года, получил наименование Musical Instruments Digital Interface (цифровой интерфейс музыкальных инструментов), или, чаще в виде акронима, MIDI. Точнее, поначалу это был еще не стандарт, а просто протокол передачи данных (управление инструментами путем информационных сообщений, а не аналоговых сигналов). А вот уже на его основе был создан и стандарт - General MIDI первого поколения, так называемый GM1. Благодаря закрепленным с его помощью условиям совместимости инструментов и обязательной одинаковой интерпретации номеров программ и контроллеров GM-совместимые синтезаторы теперь имели возможность обмениваться данными. То есть музыка, записанная на одном таком инструменте, могла воспроизводиться на другом. И синтезаторы, и секвенсоры подключались отныне к любой модели GM без ограничений.

Введение единого стандарта имело и еще одно важное последствие: оно стало причиной окончательной автономизации клавиатуры и звукогенератора. По сути, теперь это были два самостоятельных устройства, объединяемых только корпусом. При упразднении этого объединяющего элемента образовывались два типа новых устройств: с одной стороны, рековый (бесклавишный) синтезатор, или звуковой модуль, количество которых в студии может быть не ограничено, и, с другой стороны, MIDI-клавиатура, способная управлять, в частности, этим неограниченным количеством звуковых модулей («мозгов»).

Рековый синтезатор

Что же представляет собой стандарт GM1? Прежде всего он включает в себя описание 128 стандартных тембров (два банка звуков, дифференцированных на восемь категорий, каждая из которых включает в себя восемь тембров (инструментов)), а также 127 контроллеров, регулирующих звучание каждого инструмента, со шкалой от 0 до 127 (реально при этом используется не более 20 контроллеров: прочие позиции остаются незанятыми).

MIDI сделал возможным не только взаимодействие между собой различных синтезаторов и секвенсоров - он обеспечил сообщение синтезатора с компьютером. Так в устройстве компьютера появилась первая саунд-карта (звуковая карта) MPU-401 (Music Processing Unit), также ставшая стандартом и существующая поныне в режиме эмуляции в любой современной звуковой карте.

Звуковая карта

Затем, в целях обеспечения полной совместимости синтезаторов и компьютеров, был принят так называемый Standard MIDI File (SMF), имеющий расширения .mid, .smf или же .kar (модифицированная версия, позволяющая передачу не только музыкального, но и текстового материала и, соответственно, широко использующаяся в караоке). Чтобы поддерживать и совершенствовать SMF, была даже создана специальная организация - MIDI Manufacturers Association (MMA). К 1998 году стандарт GM доразвился и приобрел новую модификацию - GM2, обогащенную новыми тембрами (256) и новыми контроллерами. Банки звуков обоих поколений стандарта устанавливались теперь на звуковых картах компьютера.

При этом, несмотря на наличие стандарта, отдельные производители вводили свои форматы (eXtended General (XG) у Yamaha, General Synth (GS) у Roland) в качестве «расширения» GM. Это позволяло фирмам индивидуализировать стандарт сообразно собственным характерным признакам («фирменные» тембры, особенности в обработке звука) и одновременно служило успешным маркетинговым ходом, помогающим «привязать» покупателя к продукции конкретного производителя. Ведь хотя информация, записанная на инструменте одной фирмы, читалась на инструменте другой (то есть GM соблюдался), но звучание записи при воспроизведении на чужом устройстве существенно теряло в качестве, а то и вовсе некорректно воспроизводилось.

Дальнейшее развитие MIDI было связано уже с выхождением данной технологии за пределы области электронных музыкальных инструментов. Возможности MIDI позволяли синхронизированно управлять самыми разными устройствами (светом, спецэффектами и т. д.), соединять между собой несколько инструментов, где каждый выполнял предназначенные только ему команды и пропускал далее информацию, его не касающуюся (разъем THRU, о котором речь пойдет в следующей статье), и пр. Такая возможность каскадирования инструментов широко использовалась многими музыкантами-электронщиками, среди которых - Жан-Мишель Жар, Вангелис и другие.

Жан-Мишель Жар со своими инструментами

Метаморфозам стало подвергаться и основное орудие управления MIDI - клавиатура, не только принимающая виды самые разнообразные в уподоблении различным музыкальным инструментам (помимо классической фортепианообразной модификации) - например, гитаре или баяну...

MIDI-клавиатура в виде гитары (Keytar)

...но и выходящая далеко за пределы подобных форм в вариантах всевозможных контроллеров (уже совершенно не фортепианного типа) - падов, электронных ударных установок, струнных или духовых инструментов, снабженных датчиками и анализаторами, которые фиксируют способы воздействия на инструмент, и пр.

Электронная ударная установка

Таким путем развитие MIDI привело к появлению следующих устройств:

  • MIDI-клавиатуры, то есть клавиатуры без звукогенератора (как фортепианного, так и не фортепианного типа);
  • звуковые модули, то есть тон-генераторы без клавиатуры (реки);
  • MIDI-интерфейсы, призванные совмещать форматы USB-to-MIDI;
  • разнообразные MIDI-контроллеры, регулирующие всевозможные параметры звучания;
  • драм-машины, представляющие собой набор семплов плюс клавиатура в виде падов;
  • семплеры (хранилища реальных акустических звуков, которые при соответствующей обработке могут быть транспонированы на любую высоту и закреплены за любой звуковысотной позицией);
  • электронные барабанные установки, представляющие собой набор падов плюс MIDI-контроллер плюс генератор;
  • мобильные MIDI-рекодеры, сохраняющие в памяти в реальном времени историю всех действий, произведенных с помощью клавиатуры, контроллеров и модулей, что обеспечивает воспроизведение этой информации без использования компьютера и без участия исполнителя.

 

 

Вот так появился MIDI - появился и сразу же приобрел популярность, которую не утратил и по сей день. Далее мы разберемся с тем, «как сделан» данный стандарт и как именно он функционирует. Но это - задача следующей статьи.

21.05.2012 aspasia

Все статьи


Подбор клавишного инструмента по параметрам
Обсуждение:
11.01.2013
Огромное спасибо, за полезнейшую информацию, изложенную доступным языком.
12.01.2013
Недавно приобрёл синтезатор (в качестве новогоднего подарка для себя, дорогого) и эта статья немного просветила меня!
14.01.2013
Я очень рада, если текст оказался полезным. Спасибо на добром слове!
Оставить комментарий
Подберите клавишный инструмент из 0 предложений
Торговая марка / бренд клавишного инструмента


Обзоры и тесты

Синтезаторы Casio для продвинутых аматоров

В модельном ряду музыкальных синтезаторов Casio есть целая линейка инструментов, которые идеально подходят для выпускников музыкальных школ и музыкантов-любителей, не стремящихся на большую сцену. Эти устройства имеют достаточно большую клавиатуру для исполнения серьезных произведений, доступную цену и обучающие функции, позволяющие восстановить подзабытые навыки.
  • Комментариев: 1
  • Голосование: +28

Синтезаторы Casio для детей и аматоров

Трудно поверить, но первые электронные музыкальные инструменты компания Casio начала выпускать 30 лет назад. Прежние устройства с элементарным набором функций неизменно совершенствовались, а модельный ряд расширялся. Сейчас Casio выпускает десятки разновидностей синтезаторов, среди которых есть не только дорогие профессиональные инструменты, но и вполне демократичные модели для детей и аматоров.
  • Голосование: +33

Выбор MIDI-клавиатуры: характеристики и типологии

Из предшествующих статей мы узнали, что такое MIDI. Теперь речь пойдет о характерных особенностях самих MIDI-клавиатур. Объединяющей чертой всех подобных устройств является использование MIDI, но отличительных черт намного больше. Чтобы сориентироваться в наличном разнообразии, поговорим теперь о характеристиках клавиатур и на их основе классифицируем инструменты.
  • Комментариев: 6
  • Голосование: +212

Выбор MIDI-клавиатуры. Теория и природа MIDI

Стандарт MIDI, придуманный еще в начале 1980-х годов для облегчения коммутации между разными устройствами, не теряет популярности и по сей день. При этом успешная работа с MIDI-совместимыми устройствами (в частности, с MIDI-клавиатурой) требует минимальных знаний о MIDI как таковом. В данной статье мы попробуем ответить на наиболее важные вопросы о природе MIDI и его возможностях работы со звуком.
  • Голосование: +22

Мир губной гармошки

Когда я слышу слова "губная гармошка", мне невольно представляется старый негр, сидящий на сцене перед микрофоном, прижавший к губам руки с зажатым в них инструментом и пронзительно наигрывающий душевный и почти всегда грустный блюз. Конечно, это стереотип. Сегодня гармонику можно встретить где угодно, и цвет кожи здесь совсем ни при чём. Чем же она смогла покорить мир?
  • Комментариев: 7
  • Голосование: +272

Волшебная флейта: истинное дыхание музыки

Если вы смотрите по телевизору концерты симфонических оркестров, то наверняка могли заметить в команде музыкантов несколько человек, исполняющих свою партию на флейтах. А в многочисленных подземных переходах частенько можно встретить молодых (и не очень) людей, подыгрывающих кому-нибудь на блокфлейтах – ну или исполняющих соло на том же инструменте. Что же он собой представляет?
  • Комментариев: 6
  • Голосование: +133

Все статьи в рубрике «Синтезаторы»

Размещение товарных предложений Личный кабинет

Карта раздела

© 2008 - 2024   ООО «Поиск-Подбор», г. Москва, ул. Кантемировская, д. 58